Славянские узоры и их значения. Геометрические узоры. Ромбы
Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежду и сам дом.
Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Женщины по-простому называют его «лягушка» или «ромб-лягушка».
В ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается прежде всего повторяемость в определенных числах. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа - элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, т.е. числа могут быть одним из образов мира. Такими числами являются: 3 - образ Абсолюта, божественной Троицы, три сферы жизненного пространства (небо, земля, подземный мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 - является образом целостности, идеально устойчивой структуры: 4 стороны света, 4 стихии, Верх-Низ-Право-Лево, 4 времени года. 5 - сакральное число - 4 стороны + центр - равновесие. Символом гармонии стала цифра 7. Через нее человечеству дано 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 дней в неделе. Из произведения чисел 3 и 4 возникает число 12 - 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий. Соответственно все эти числа , и не только в орнаменте, считаются счастливыми.
Количество зубцов, ромбов, крестиков обязательно связывалось с этим рядом магических чисел или кратно им.
Законы космоса, взаимовлияние стихий и связь их с человеком отразились также в орнаменте. Причем чаще стихии изображаются в правильном своем сочетании: Огонь - Воздух, Земля - Вода. Земные образы размещались ниже, небесные выше. Законы отразились и в соблюдении цвета (в вышивке, в живописи). Не было выдуманных и неестественных оттенков, только цвета природы, и расстановка их в народном костюме соответствовала триединству мира (низ от земли - темнее, и чем выше, тем цветность ярче).
|